Вернут ли квоты статус-кво ценам на бензин? 

Дата:
13.08.2024 - 04:04
Категории:

Предложение Госдумы РФ о введении квотирования продаж топлива на внутреннем рынке может не только не решить проблему роста цен на бензин и солярку, но и привести к дальнейшему увеличению стоимости ГСМ. Топлива в стране не хватает. Критическим этот дефицит пока ещё назвать нельзя, но он близок к той грани, за которой экономистов начинает охватывать профессиональный зуд.

Объяснение этому эксперты находят в целом ряде причин: плановые весенние ремонтные работы на нефтеперегонных заводах, которые традиционно приводят к сокращению объёмов производства, нехватка комплектующих деталей для оборудования из-за санкций, ущерб от ставших уже обыденными атак дронов по предприятиям переработки, хранению и транспортировке нефти (удару подверглись треть всех крупных НПЗ страны – данные по ущербу закрыты, но известно, что мощность этих производств составляла более 100 млн тонн в год).

А тут ещё (как всегда некстати) и уборочная кампания, которая, несмотря на спад урожайности в 2024 году из-за неблагоприятных погодных условий (заморозков, наводнений и аномальной жары в ряде регионов России), потребовала увеличения объёмов горюче-смазочных материалов для пострадавших аграриев. Это уже вызвало острую нехватку бензина и дизтоплива и привело к соответствующему росту цен на эти нефтепродукты: по данным Росстата, средняя стоимость бензина с конца июля по 5 августа 2024 года выросла почти на 20 копеек и достигла 57,5 рубля за литр. «Дизель» подорожал на 8 копеек и перешёл отметку в 66,5 рублей. На общем фоне роста цен проблемы с логистикой и ценовые сговоры компаний выглядят не такими уж и значительными.

«Спасительная» инициатива, как этого и следовало ожидать, поступила из Госдумы – для сдерживания цен группой депутатов было предложено регулировать внутренние продажи бензина правительственными квотами. В представленном на рассмотрение документе отмечается, что для пресечения излишнего роста цен на топливо и «устойчивого снабжения стратегически важных отраслей экономики бензином и дизельным топливом» необходимо ввести квотирование поставок смесей углеводородов на внутренний рынок и, в качестве закрепления будущего успеха инициативы, увеличить долю продаж на бирже с 13% до 20%. Также, как водится в думских проектах подобного рода, создать контролирующую комиссию, а за невыполнение ограничительных мер ввести штрафы для компаний. С такими кнутами никаких пряников для исполнительных поставщиков автомобильного бензина и дизельного топлива нововведение не предусматривает.

Главной причиной роста цен на ГСМ в Госдуме называют спекулятивную составляющую на внутреннем рынке нефтепродуктов РФ. С этим согласны и представители автомобильного сообщества страны.

Валерий Солдунов, председатель Всероссийского общества автомобилистов, изданию «Автор i» сказал:

 Введение квот на топливо в первую очередь направлено на так называемых перекупщиков бензина и дизтоплива. Такие компании, как Лукойл или Газпром сами добывают нефть, сами перерабатывают и сами же продают через свои заправки. А есть заправочные станции, работающие под мировыми брендами, которые в России не занимаются добычей и переработкой нефти. К примеру, заправки бренда корпорации «Шелл». Понятно, что бензин не привозится из США, а покупается у российских производителей и перепродаётся с высокомаржинальной выгодой.

По словам Валерия Солдунова, перепродажа топлива посредниками – вполне нормальное явление, но до тех пор, пока этот бизнес не переходит спекулятивную грань. А именно эту тенденцию мы и наблюдаем сегодня.

Казалось бы, предложенный группой депутатов ГД механизм сдерживания цен с помощью квотирования убедителен, а за счёт своей простоты не должен давать сбоев и способен удержать рост цен в рамках повышения инфляции, без шоковых скачков. Но, по данным ряда экспертов, начиная с 2018 года, такого превышения вовсе не было. Даже в напряжённом режиме августа-сентября 2023 года рост совокупных цен на все виды топлива был меньше, чем рост инфляции. Получается, что законодатели нашли метод борьбы с проблемой, которая не существует последние 5 лет. А сдерживающим её механизмом оказалось Постановление Правительства России от 21.09.2023 № 1537 о временном запрете вывоза из страны автомобильного бензина и дизельного топлива (Постановлением от 17 мая 2024 года №617 временные ограничения на экспорт бензина для производителей топлива были сняты, но продолжили действовать с 1 июля по 31 августа 2024 г. включительно). 

Эксперт по энергетике и энергорынкам, глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин в беседе с «Автор i» заявил иной взгляд:

 На мой взгляд, точно не требуется каких-либо дополнительных мер. Раз справились с ростом цен на ГСМ в прошлом году (а он был самым напряжённым), то справимся и в этом, более «мягком» году. Сейчас правительство научилось использовать запрет на экспорт в ручном режиме, и это отлично работает. Если вводить квоты, то это послужит возникновению чёрного рынка (как это было с талонной системой во времена СССР). Те, кто выносит такие предложения, либо забыли советское прошлое, либо ничего не понимают в экономике. 

По своему прямому назначению квотирование необходимо в условиях крайнего дефицита какого-либо продукта. Но, по утверждениям известных специалистов в отрасли нефтеперерабатывющей промышленности, недостатка в ГСМ на данный момент в стране нет. Производство дизеля превышает внутреннюю потребность в два раза, а за границу идут только 10% произведённого топлива. Рост стоимости бензина и дизельного топлива коррелируется с размером акцизов, налогом на добычу полезных ископаемых, налогом на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, налогом на добавленную стоимость и накладными расходами. Чем они выше – тем дороже топливо на АЗС. С учётом всех выплат продавец бензина получает примерно 5% от общей суммы прибыли, остальное идёт в федеральный бюджет. Только одни акцизы составляют более 20% от стоимости топлива и, по мнению экспертов и менторов топливного рынка, их снижение решит проблему стоимости ГСМ на внутреннем рынке. Но это будет идти вразрез интересам государства (а именно наполняемости бюджета), на что госаппарат вряд ли пойдёт. Но вместе с тем квоты создадут широкое поле для спекуляций на топливном рынке, что также не будет способствовать отчислениям в казну и не вернёт ценообразование топлива в режим статус-кво стабильности (то есть, к исходному состоянию).

На примере данной депутатской инициативы не следует забывать, что подобные нормотворческие всплески от представителей депутатского корпуса зачастую являются лоббированием интересов каких-либо заинтересантов или предложения выносятся на обсуждение для того, чтобы просто заявить о себе в информационном поле. Причём законопроекты могут быть как абсурдными, так и скандальными, популистскими или заранее неисполнимыми. Это неважно, главное чтобы имя депутата или его фракция «засветились» в прессе, повысилась узнаваемость. Такая активность, как правило, повышается перед выборами, а наиболее отличившихся в этом направлении депутатов в той же самой ГД кулуарно величают «думскими угодниками».

Пока в Госдуме идёт обсуждение внутрироссийского регулирования ценообразования топлива, ИНЭИ РАН (Институт энергетических исследований Российской академии наук) прогнозирует далеко не оптимистичные сценарии, касающиеся отечественного жидкого топлива. По заявлению экспертов ИЭИ РАН, потери Россией крупных рынков сбыта в ближайшие 25 лет способны потенциально привести к сокращению топливного экспорта на 40%, а сама доля топливно-энергетического комплекса в экономике страны уже в ближайшие годы сократится в пять раз.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *