Борьба с религиозным экстремизмом и терроризмом: изучение проблемы и поиски решений

Фото: AP Photo / Raqqa Media Center
Дата:
29.03.2024 - 09:09

Поэт Руми говорил:

«Вынести ожесточенное гневливое слово – все равно что убить человека»

Борьба с религиозным экстремизмом и терроризмом, особенно ввиду последних ужасающих событий в «Крокус сити холле», остаётся по-прежнему одним из главных вызовов для мирового сообщества. За последние десятилетия международные террористические организации, включая ИГИЛ (Исламское государство в Ираке и Леванте) (террористическая группировка, запрещена в РФ. — Прим. ред.), Аль-Каиду и другие (террористическая группировка, запрещена в РФ. — Прим. ред.), осуществили серии кровавых атак и терактов, которые привели к гибели тысяч невинных людей, дестабилизации ситуации в первую очередь на исторических родинах ислама и влиянию на международную политику и безопасность в целом.

С одной стороны, важно различать между верой и экстремизмом. Ислам, как и любая другая религия, основан на мире, сострадании и справедливости.

«О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя свою беспристрастность, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности»

Коран, 5:8

Многие религиозные экстремисты привлекаются к террористическим организациям из-за недовольства политическими, экономическими и социальными условиями, в которых они живут. Несправедливость, бедность, отсутствие равных возможностей и образования создают почву для вербующих идеологов.

Важно понимать, что от исламского терроризма страдает не только западная, но и в первую очередь ближневосточная (мусульманская) общественность. Мало, кто понимает, что радикальный ислам – это не просто банальный метод вербовки маргиналов, но и в тоже время искусная модель (манхадж) умения манипулировать интерпретациями пророческих хадисов, сообщениями почитаемых предшественников (салафы), а также тезисами (асар) из авторитетных, всеми признаваемых исламских трудов; перед которым, как уже показала практика с ИГИЛ (террористическая группировка, запрещена в РФ. — Прим. ред.), не сумели устоять даже сильные мира сего. В свете этой ситуации важно не только осуществлять оперативные контрмеры, но и понимать и устранять причины, ведущие к радикализации, что является долгосрочной задачей для нашего сообщества.

Известный французский философ Альбер Камю говорил:

«Без справедливости, что высшая ценность человеческой жизни, без которой жизнь бессмысленна, и сам вопрос справедливости без ответа на него намертво сводит курс цивилизации в тупик»

Эти слова становятся особенно актуальными в контексте борьбы с религиозным экстремизмом. Необходимо стремиться к справедливому и равному обществу, где все граждане имеют равные возможности для самореализации, независимо от религиозной принадлежности или социального положения. Таким образом, социальная справедливость и борьба с неравенством могут стать эффективными инструментами в предотвращении радикализации и борьбе с религиозным экстремизмом.

В данной статье я, будучи человеком, побывавшим в странах ближневосточного зарубежья, таких как Египет, Королевство Саудовской Аравии и не только; пережившим две революции и войну с ИГИЛ (террористическая группировка, запрещена в РФ. — Прим. ред.); – хочу, ввиду своего десятилетнего опыта, рассмотреть различные стратегии и методы борьбы с терроризмом, о которых, как мне кажется, до этого в полной мере никто до сих пор не говорил.

В процессе одного из моих разговоров с представителем спецслужб о проблемах радикализации мусульман в России и путях их вербовки мне было заявлено:

«Вербовка, как правило, осуществляется по трём путям: подкупом, компроматом или игрой на идеологических чувствах вербуемого»

Я же это вижу из-за мусульманской специфики немного иначе: все это следует делить на тех, на кого эти пункты распространяются все без исключения и на кого только в частном порядке. Если говорить о высших эшелонах террористических организаций, то, как правило, имеет место и подкуп, и компромат, и манипуляция, но если говорить о низших слоях, исполнителях, то первые два пункта скорее исключение, чем правило – основная работа осуществляется именно по пути игры на религиозных чувствах верующего.

Первый заместитель Председателя СМР, профессор СПбГУ, доктор теологии Дамир Мухетдинов говорил:

«Борьба с идеологией ненависти, религиозным экстремизмом и фанатизмом — это борьба за интеллектуальное и моральное обновление мусульман; это борьба за их потенциал, за их чувство включенности в сообщества, которым они принадлежат; это борьба за человеческое достоинство. Наш долг — ответить на вызовы идеологий ненависти не только их порицанием и разоблачением, но и формулировкой убедительной альтернативы»

Отсюда, собственно, возникает резонный вопрос: если, например, собака, впитавшая с материнским молоком агрессию к человеку, кого-то укусит, то у нас ведь не возникает вопросов к самой собаке? Да, мы её пристрелим и убьём, но ведь самая главная наша претензия будет не к ней, а к тому, кто её, будучи неспособной анализировать и критически мыслить, этому научил; помимо этого, мы также будем бороться с подобными воззрениями в обществе, которое такое воспитание допускает.

Кого-то данные сравнения могут смутить, но, как мне кажется, нужно иметь смелость смотреть правде в глаза: не все из нас имеют высшее образование, разбираются в теориях рассуждений, дедукции и индукции, металогике и в разнице между теоретическими и практическими знаниями. А если это так, что логично, то завербовать на такое можно кого угодно из самых непросвещённых из нас. Это значит, что борьба с терроризмом должна быть основана не просто на предотвращении – поимке преступников и отработке «статистики»; а на более глубинном уровне, подразумевающем создание внутри страны образованного мусульманского общества, которое из-за своей осознанности могло бы уже на уровне диаспоры без участия ФСБ решать эти проблемы.

Бабаев Роман

Главный редактор Автор i, востоковед