Слова из библейской «Песни песней Соломона» удобно вписываются в качестве увертюры к определению наступивших отношений России и Африки. После десятилетий разлуки с Чёрным континентом РФ решила возобновить ухаживания за некогда финансово обласканной ею частью земного шара. Вновь вспыхнувшие чувства объясняются не только экзотической красотой материка.
Как известно, серьёзно к Чёрному континенту до 1953 года СССР относился прохладно. Но, после деколонизации, когда молодые свободные государства ещё не определились с выбором модели развития, Советский союз широко раскрыл объятия «скинувшим оковы» империалистов. Понимая, что политический вакуум в Африке существовать не может и страны НАТО быстро этим воспользуются, Москва стала реализовывать процесс своего присутствия на континенте получением возможности решающего голоса в его странах через поддержку коммунистических партий, оказания военной и экономической помощи. Помимо строительства заводов, ГЭС, вливания финансов в местную медицину и делегированием сотен специалистов, СССР щедро раздавал кредиты африканским правительствам даже по одним только заверениям в приверженности ими «социалистической ориентации». Были довольны и члены политбюро ЦК КПСС, и африканские вожди народов в ярких национальных одеждах — все, кроме крокодилов. После строительства в Египте русскими спецами Асуанской ГЭС в 1960 году в нижнем течении Нила эти рептилии исчезли.
Какие бы суммы не указывались в открытых источниках о размерах помощи «темнокожим товарищам», даже приблизительную цифру не могут назвать бывшие функционеры хорошо знакомые с финансированием постколониальных новообразований. Транши шли из различных источников и способами: в валюте, оборудованием, людскими ресурсами и под видом торговых сделок (зачастую убыточные для СССР). Только одному Алжиру было выделено около 40 миллиардов долларов (одна треть этой суммы была дана на безвозмездной основе, то есть даром). Но, эта самая большая страна в арабском мире оказалась и самой неблагодарной: вопреки договорённостям, места дислокации кораблям ВМФ СССР так и не были предоставлены.
После смены общественно-политической формации в России, Африка для РФ стала малоинтересна. Курс был выбран на налаживание отношений с Западов: демонстративное соскабливание с себя социалистической красной краски, выстраивание экономического каркаса и коммерческих линий под модель сотрудничества с Евросоюзом и США. Но, начавшаяся санкционная изоляция внесла глобальные коррективы в отношения со странами — экономическими локомотивами, что привело к необходимости вновь переставлять флажки-геотеги на экономической карте мира: обозначать территории наиболее вероятных стран-партнёров. При отсутствии большого выбора, памятуя прошлые тёплые связи, стяги-иголочки запестрели на карте Африки, тем более что в политических кругах России выражали уверенность в том, что «рестарт» дружественных отношений должен пройти легко и непринуждённо.
Михаил Делягин, экономист, зампред комитета ГД по экономической политике, прокомментировал своё видение возобновлений связей со странами Африки изданию «Автор i»:
Они благодарны нам за противостояние неоколониализму ещё с советских времён и нуждаются в помощи против Запада. Эти страны представляют интерес для России своим огромным рынком сбыта нашей продукции. Там население скоро превысит два миллиарда человек, и покупают всё, вплоть до консервов.
Будет не правильным умолчать о том, что и до «раздрая» с Западом Россия оживлённо торговала с такими африканскими странами как Египет, Алжир, Тунис, Судан, Марокко, ЮАР и Нигерия; инвестировала в добычу полезных ископаемых в Анголе, Зимбабве и Гвинее; слегка подторговывала с Эфиопией, Анголой и Конго. Но, по мнению африканистов, сейчас в целом континент не так уж и стремится впадать в экономические объятия России. По крайне мере, многие страны после выхода из колониальной зависимости окрылились и стали «ковать своём аленькое счастье» без оглядки на некогда могущественных покровителей, заявляя о себе как о странах больших потенциальных возможностей. На то есть все основания. В Африке огромные запасы платины, урана, марганца, бокситов и редкоземельных металлов. Только колтана, который необходим для производства микроэлектроники, около 80% всех мировых запасов. Это уже не говоря о 60% разведанных залежей кобальта, без которого не обойтись в авиастроении. Причём надо учитывать, что добыча этих металлов обходится гораздо дешевле, чем в России — нет суровых климатических условий. У Чёрного континента есть сырьё, но нет технологий — а они будут, но только уже от Запада, так как РФ ими в необходимой для современных реалий степени не обладает. И главное, Россия не имеет чёткой и последовательной стратегии дипломатических выстраиваний взаимоотношений — нет идеологии «политеса».
В беседе с изданием «Автор i» основатель и генеральный директор Института изучения проблем развития Евразийского экономического союза Владимир Лепехин заявил:
Политическое руководство России совершенно не способно работать за рубежом […] Возможности в африканских странах открываются, но мы не способны проводить там понятную политику. Сейчас РФ делает ставку на «дружбу» с лидерами государств только в виде персональных отношений, но выстроить отношения со структурами государств, политическими партиями, организациями — на это Россия не способна вообще […] Необходимо перестроить работу МИДа, нужен новый подход и, соответственно, другие люди. Наши же дипломаты не понимают что такое национальные интересы, не знают позиции России. Как мы можем работать в Африке, если у нас даже посольства превращены в декоративные органы. Перспективы есть, но, к сожалению, российская система госуправления не создаёт предпосылок к осваиванию африканского рынка.
По мнению Владимира Лепехина, списание долгов с африканских стран, которое мы сейчас наблюдаем, носит популистский характер и неправильное понимание сути партнёрства. «Через это друзей не заводят» — говорит В. Лепехин. Лидеры стран Африки, может быть, и будут изображать тёплые отношения, но максимум что можно ожидать от такой «дружбы» — это принятие ими нейтральной позиции на заседаниях в Организации Объединённых Наций по важным для России проблемам. Они никогда не выступят против НАТО, их статус партнёров России в той степени, в которой они будут находиться, нисколько не повлияет на изменение санкционной политики в отношении к РФ, несмотря на то что группа африканских государств в ООН имеют 54 голоса или почти четверть от всех представителей в этой международной организации.
После того, как СССР «в зените своего краха» практически прекратил отношения с Африкой, политическая и социальная атмосфера в континентальных странах скорректировалась, и за прошедшие десятилетия стала для России отнюдь не сулящей широких выгод от налаживания взаимоотношений со старыми новыми друзьями.
Александр Разуваев, Член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров говорит:
Сейчас в Африке доминирует Китай (товарооборот составляет более 280 миллиардов долларов, у России — 18 млрд. — Прим. авт.), и Россия, стремясь вновь войти на этот рынок, окажется на второстепенных ролях. Исходя из существующих реалий, страны континента для нас стали менее приоритетны, чем государства Евразийского экономического союза или Организации тюркских государств, куда входят Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турция и Узбекистан. Конечно, Африка богата сосредоточением природных и сырьевых ресурсов, но политическая, экономическая и социальная ситуация очень неустойчива.
Действительно, широкоформатный вход на некогда потерянные рынки, скорее всего, будет сопровождаться серьёзными рисками. Это частая засуха, нашествия насекомых-вредителей и, как следствие, гибель урожая, голод, падёж скота, уносящие сотни тысяч жизней эпидемии. Чего стоит только хорошо знакомая нам с советских времён независимая Зимбабве «от которой ничего не зависит». Инфляция в этой стране достигла почти 244%.
Но, главный риск инвестиций в континентальную экономику — частые военные конфликты и государственные перевороты, что может привести к потере вложенных денег на реализацию бизнес-проектов. И вооружёнными формированиями по типу ЧВК «Вагнер», как это было раньше, вряд ли можно будет решить эти «недоразумения».
На саммите «Россия — Африка» было заявлено, что Россия простила континентальным странам 23 миллиарда долларов и ещё будет списано 90 миллионов долларов. Также шести странам было обещано в ближайшее время отгрузить бесплатно до 50 тысяч тонн зерна, что примерно составляет 70 миллионов долларов. Судя из текста благодарности президента Бурунди, РФ предоставит этой стране 100 тысяч тонн удобрений (примерно 55 миллионов долларов). Это при том, что российские производители удобрений потеряли около 1,6 миллиарда долларов из-за выхода РФ из соглашения по зерновой сделке. На 13 миллионов долларов будет оказана помощь в здравоохранение, а обучение студентов в России предположительно обойдётся в 60 миллионов долларов.
Понятно, что на саммите были озвучены далеко не все спонсорские пакеты. Скорее всего, основные обещания доводились кулуарно и, с большой долей вероятности, речь шла о поставках оружия — необходимый для неспокойных африканцев товар. Тут уже должны были фигурировать гораздо более значимые цифры — на пару порядков выше.
Если в такое, далеко непростое для Российской Федерации время, страна готова возрождать былую любовь к «африканской чёрной красавице» — значит, на то есть основания. И скорее всего, это не новые рынки сбыты, не импорт какао-бобов, цитрусов и редкоземельных металлов; и уж тем более не долгосрочные инвестиции, отдача от которых будет приходить только через десяток лет, если вообще таковая случится.
Сейчас России в противовес санкциям потребовалась демонстрация востребованности как ведущего мирового политического и экономического игрока, и Африка является наиболее подходящим регионом для реализации этих политических амбиций; а в дальнейшем, что вполне допустимо, приобрести в лице Чёрного континента действительно взаимовыгодного партнёра.
Сергей Авдеев
Независимый журналист
Добавить комментарий