Экспорт российских товаров в азиатские страны столкнулся с рядом логистических и финансовых препятствий. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на директора по развитию ГК TransAsia Logistics Аркадия Иванова. По его словам, потенциал поставок из России в государства Центральной Азии, Персидского залива и бассейна Индийского океана оценивается в 30 миллионов тонн зерна и муки к 2030 году. Население стран региона — около 400 миллионов человек, что делает этот рынок стратегически важным для России.
Однако, как отметил эксперт, развитие экспортных маршрутов через Иран осложняется рядом факторов. Прежде всего, расчеты за товары и логистические услуги ведутся по системе арабской хавалы — неформальному механизму взаимозачетов без официальной финансовой отчетности. В таких условиях большинство сделок совершается за наличные, что затрудняет контроль и снижает прозрачность операций.
Еще одной серьезной проблемой остается дефицит инфраструктуры и обмеление каспийских портов. На данный момент полноценные глубоководные порты сохранились лишь в Махачкале и Баку. Астраханский порт Солянка, перешедший под контроль Ирана в 2015 году, фактически используется Тегераном в собственных интересах — иранская сторона, владея судами и оборудованием, может диктовать контрагентам свои условия.
В июне глава иранской трейдинговой компании AIHG Сармад Афаринеш предложил компенсировать торговый дисбаланс между Россией и Ираном с помощью бартерных расчетов. Он подчеркнул, что стороны уже пытаются перейти на взаиморасчеты в национальных валютах, но бартер может стать альтернативным механизмом обмена.
Несмотря на сложности, сотрудничество двух стран продолжает развиваться. По данным министра экономики и финансов Ирана Эхсана Хандоузи, товарооборот между странами в декабре 2022 года достиг рекордного уровня, а Россия вложила в экономику Ирана около 2,76 миллиарда долларов, став крупнейшим иностранным инвестором.

Добавить комментарий