Игра на понижение: почему Россия участвует в мировом демпинге цен на нефть?  

Фото: РИА Новости / Максим Богодвид
Дата:
28.05.2025 - 02:00
Категории:

Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК+) запустила процесс снижения цен на нефть. Вопреки ожидаемым прогнозам, РФ поддержала заявление мирового картеля, не побоявшись спровоцировать рецессию собственной экономики.


Громкое снижение стоимости барреля ожидается уже в июне 2025 г.  Необходимость нефтяного демпинга, осуществляемого странами ОПЕК+, аргументируется компенсацией потерь от продаж за предыдущий период, когда мировой картель договорился сокращать добычу нефти на 2,2 млн барреля в сутки. Предполагается, что общая квота на добычу составит более 36 млн баррелей в сутки, а это на 400 тыс. «суточных» баррелей больше, чем в мае текущего года, что, несомненно, обрушит мировые цены. Но интересно и то, что Россия входит в страны ОПЕК+ с чувствительной 13-% долей общемировой добычи нефти. Несмотря на то, что экспорт чёрного золота приносит стране значительную часть бюджетного дохода, внятных возражений или попыток наложить вето от России на спорное решение своих партнёров-нефтедобытчиков, до сих пор не последовало. 

Отметим, что искусственное занижение стоимости барреля сегодня выглядит как сознательное давление на членов ОПЕК+. Пока страны картеля сообща маневрировали мировыми ценами на снижение, эти государства начали решать свои финансовые проблемы путём вливания на мировой рынок более дешёвой нефти.

Сергей Жаворонков, экономист, член Совета фонда «Либеральная миссия»:

  • ОПЕК+ переживает очевидный кризис из-за того, что ряд стран, входящих в неё, добывает нефти свыше своих квот (прежде всего, Казахстан и Ирак). В результате те, кто квоты соблюдает, оказываются пострадавшими. К тому же, эффективность самого ОПЕК+ оценивается по-разному. Если раньше «союз нефтяников»  контролировал под 70% мировой добычи нефти, то сегодня – всего 40%. Есть интересная теория, что плохая работа картеля позволяет наращивать прибыль странам, в него не входящим (в первую очередь США).

По убеждению отечественных аналитиков, продолжительное поддержание ограничений квот на нефть с большой долей вероятности может привести к обвалу нефтяных котировок до 25 долл. за баррель, что в дальнейшем будет потенциально угрожать целостности ОПЕК+. В результате «пробка» из мировой нефтяной бочки будет выбита, а на рынок одномоментно «хлынут» примерно 4,5 млн баррелей в сутки, что приведёт к настоящему хаосу на мировом нефтяном рынке. 

Даже половина от этой массированной интервенции снизит стоимость как минимум до 30 долл. США. РФ присоединилась к «игре на понижение» несмотря на то, что нефть обладает основополагающим значением для экономики страны: продажа этого ценного ресурса ежегодно пополняет отечественный бюджет на 30%. Возможно, этим и объясняется молчаливое согласие России с иностранными коллегами: лучше уж 50 долл. за бочку, чем 30 или совсем ничего.

По мнению экспертов, ещё одним фактором, повлиявшим на неоднозначное решение ОПЕК+, стала нарастающая революция в индустрии электромобилей. Сегодня электрокары в мировом объёме продаж уже достигли отметки 20%. Не сомневаемся, что в будущем темпы электрификации средств передвижения будут только набирать обороты, а главными драйверами в этом станут, конечно же, Китай, а также передовые европейские страны. 

Как считают технологи-прогнозисты, тенденция вытеснения традиционных двигателей внутреннего сгорания не оставит никаких шансов дорогостоящей нефти. Не будем забывать и о присутствии авторитетного экологического лобби в правительствах и государственных институтах стран Запада. Многие из них, опираясь на различные рычаги давления, фактически принуждают общество и власть к скорейшему переходу на инновационные электрокары (ряд экспертов настаивает на том, что это будет возможно после 2035 г.), подкрепляя это популистскими лозунгами о климате и экологии, а также комфорте использования и удешевлении производства. 

Однако переходу к электрокарам в Европе активно противостоит собственная противоборствующая сила. Главными аргументами противников электрификации авто являются очевидная дороговизна комплектующих, обслуживания и ремонта, слабая инфраструктура, высокая вероятность поломок.

  • Полный отказ от жидкого топлива нельзя рассматривать даже в дальней перспективе, а через 10 лет замена возможна примерно на 35%. Выпуск, обслуживание и ремонт электромобилей значительно дороже, чем авто с двигателем внутреннего сгорания. Дорого обходится и утилизация батарей, — настаивает Сергей Жаворонков. – Я категорически не разделяю теории, что снижение цен на нефть ведёт к снижению зависимости от неё, росту диверсификации экономики и высокотехнологичных секторов. Современная добыча сырья – самая что ни на есть высокотехнологичная отрасль. Наличие сырья не минус, а плюс для любой страны. К примеру, активное развитие новых технологий позволило США за минувшее десятилетие превратиться из нетто-импортёра нефтегазового сырья в нетто-экспортёра. Вопрос, насколько эффективно тратятся доходы от этого сырья…  

Многие аналитики сходятся во мнении, что демпинг цен ОПЕК+ преследует цель минимизировать влияние США на мировые процессы и снизить роль Вашингтона как глобального экономико-политического гегемона. Будет нанесён удар сланцевой добыче США, которая по своей дороговизне не сможет конкурировать с Саудовской Аравией (где добыча проста, удобна, а значит, малозатратна), и в итоге американские компании будут вынуждены уйти с рынка. Мол, уж как-нибудь немного потерпим убытки, «поскрипим» год-два и опять поднимем цены до 60-70 долл. США за баррель. 

Но столь оптимистичный сценарий пока всё же маловероятен. Экономику США если и «тряхнёт» немного, но до сильного напряжения вряд ли дойдёт. Причина в её диверсифицированности – американская экономика обладает и другими, не менее значимыми источниками доходов, в связи с чем доллар ещё нескоро сойдёт с пьедестала в качестве главной мировой валюты расчётов. 

На настоящий момент снижение мировых цен на нефть уже отразилось на доходах РФ. Несмотря на то, что объёмы экспорта пока держатся на стабильном уровне, их стоимость упала до уровня начала 2023 г., когда российская нефтяная отрасль только-только стала оживать после введения в 2022 г. эмбарго и ценового потолка, инициированного странами Европейского союза (ЕС). Последние сегодня сократили потребление российского газа до 13% (против прежних 45%), а от отечественного угля и вовсе отказались.

Новые оглушительные санкции, которые готовят страны Запада в отношении технологий, логистики и платёжных систем РФ, также окажут сильное влияние на российскую нефтедобывающую отрасль. Интересно, что, судя по открытым информационным заявлениям, на господдержку в этом вопросе вряд ли можно рассчитывать (по крайней мере, в реальных, а не минимальных объёмах). Более того, весьма неприятно для России идёт процесс активизации добычи странами, не входящими в картель. Тревожит и общее снижение спроса на отечественную нефть в Китае – одном из ключевых потребителей российского углеводорода (не будем забывать и о том, что КНР сегодня и сама переживает непростой этап, находясь в состоянии «войны пошлин» с Америкой).

Александр Чепуренко, доктор экономических наук, руководитель Лаборатории исследований предпринимательства НИУ ВШЭ: 

  • Страны ОПЕК+ идут на снижение, чтобы компенсировать выпадающие доходы на фоне торговых войн, развязанных Трампом. Мировая экономика притормаживает, сокращается спрос как на саму нефть, так и на нефтепродукты. Как долго это продлится – неизвестно, но, по опыту, торговые войны быстро не заканчиваются. Думаю, что это перспектива нескольких лет. Более того, торговые войны могут привести к росту дефицита бюджета России.

Эксперты подчёркивают, что уже сейчас дефицит бюджета РФ увеличился на рекордные 200%, при том, что бюджетные расходы поднялись более чем на 180%, достигнув 3,2 трлн рублей (и эти цифры будут расти ещё). «Выгребание закромов» Фонда национального благосостояния (его ликвидной составляющей, а именно, рублей, юаней и золота) текущее положение вряд ли исправит (хотя бы потому, что российский рубль сегодня укрепился как национальная валюта, что негативно сказалось на внутреннем рынке).

В итоге Минфин рассчитывал получать почти 7 тыс. рублей за баррель, а имеет только 5 тыс. Более того, планируемый дефицит бюджета ранее составлял 0,5% ВВП, а уже сейчас возможности ФНБ по тратам фиксируются на уровне около 1,5% ВВП. В результате вынуждены признать, что ликвида ФНБ хватит только до конца текущего года. 

Какой из вышеуказанных аргументов сподвигнул российское правительство участвовать в демпинге цен на нефть с риском самим впасть в рецессию, можно только предполагать. По крайней мере, против нахождения России в ОПЕК+ выступил президент ПАО «НК “Роснефть”» Игорь Сечин, который высказал убеждение, что процесс потери доходов будет продолжен, а нефти на рынке «меньше не станет». Негативные сценарии с завидной долей периодичности фигурируют в текущей повестке, однако толковых рецептов по безболезненному выходу из сложившейся ситуации по-прежнему нет, да и те, что предлагаются, больше похожи на неудачные авантюры. Некоторые из них и вовсе выглядят как настоящий экстремизм, как, например, спорная инициатива о полной «заморозке» вкладов населения. 

Предполагаем, что скорее всего, после непродолжительного стрессового периода векторы поддержания экономики всё же смогут переориентироваться на внутренний рынок потребления. Это касается не только нефти, но и газа, что положительно скажется на тяжёлой и лёгкой видах промышленности, а также машиностроении и других отраслях. Добиться стабилизации курса рубля на оптимальном уровне – 90 рублей за доллар и начать активно диверсифицировать экономику в целом – амбициозный план, который пока представляется возможным на рельсах отечественной экономики.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.