Удары украинских дронов по крупным российским нефтеперерабатывающим заводам привели в движение ценовые процессы, как на внутреннем рынке, так и на мировых торгах, но, согласно мнению специалистов, это имеет только временный психологический эффект.
На сегодняшний день в РФ насчитывается 45 крупных нефтеперерабатывающих заводов, которые обрабатывают около 276 млн. тонн нефти в год (общий объём переработки по стране официально уже не публикуется). Именно эти производственные гиганты и стали основными целями нанесения ударов украинских боевых беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Это вполне логично: для прекращения жизнедеятельности всего организма достаточно лишить его кровеносного потока. Только с начала 2024 года посредством БПЛА были атакованы четыре нефтехранилища федеральной значимости и семь крупных НПЗ, нанеся ущерб различной степени тяжести.
Первый удар в 2024 году был зафиксирован 18 января и пришёлся на Петербургский нефтяной терминал, чья пропускная способность составляла 12,5 млн. тонн в год. 19 января повреждены резервуары с топливом на Клинцовской нефтебазе Брянской области. 21 января удар дрона вызвал пожар на терминале «Новатэк» в Усть-Луге Ленинградской области. 25 января пожар на нефтебазе в Туапсе в Краснодарском крае. Без ущерба обошлось падение дрона 29 января на территории НПЗ «Славнефть-Янос» в Ярославской области. Нет данных о последствиях «прилёта» БПЛА 31 января на территорию НПЗ «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» в Кстовском районе Нижегородской области. Значительный пожар вызвал дрон на заводе «Лукойл-Волгограднефтепереработка» в Волгограде 3 февраля. Загорелась установка технического производства на «НПЗ Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» после удара летательного аппарата 12 марта. Также после удара пожар возник на нефтезаводе Рязанской нефтеперерабатывающей компании 13 марта. Сызранский НПЗ был атакован 16 марта, где была повреждена единственная действующая установка первичной переработки нефти.
Точные данные глубины ущерба на всех указанных предприятиях переработки нефти оценить сложно, так как высший менеджмент предприятий отрасли избегает, как они считают, излишней огласки. Однако, инсайдеры сообщают о снижении общероссийского производства нефтепродуктов на 10-15%, что должно привести к дефициту, а значит и к росту цен на бензин и солярку. Усиливает реальность этого прогноза ещё два дополнительных фактора: традиционный весенний спрос на нефтепродукты перед сельскохозяйственными работами и санкции. Если полевые работы считаются регулярным, но кратковременным ценовым скачком, то запрет импорта, даже с учётом обходных манёвров, приведёт к существенной нехватке компонентов для ремонта оборудования НПЗ на неопределённый срок. Значит, восстанавливать повреждённые дронами элементы цикла переработки будет нечем.
Между тем аналитики считают, что дефицит и рост, и закрепление на более высокой планке, цен на моторное топливо можно избежать поставками из Беларуси. В этом соседнем государстве топливо всегда был профицитным продуктом. Также недостаток горючего можно нивелировать переносом центра тяжести производства в регионы, которые на данное время недоступны для украинских летательных аппаратов — на восточные территории страны. Но при этом варианте могут возникнуть проблемы с логистикой. С учётом увеличения челночных перевозок «нефть-бензин» железнодорожные ветки и узлы должны будут реконструированы, ввиду повышенного трафика и мер безопасности.
После атак украинских беспилотников на топливную инфраструктуру России, в ряде СМИ прошла информация, что США якобы призвали Украину прекратить удары по НПЗ, так как это приведёт к росту цен на нефть на Западе. Сам факт такого призыва официально не подтверждён, а издания ссылаются на некие источники без уточнения конкретных лиц в Белом доме.
Владимир Лепихин, генеральный директор Института изучения проблем развития Евразийского экономического союза, сказал:
Для мирового рынка ничего серьёзного не произошло. Временное выведение из строя НПЗ в России увеличит цены на нефть во всём мире, но это только психологический эффект. Реагирование на удары дронов произойдёт только по заведённому в экономике ритуальному порядку. Но, потом стоимость стабилизируется, и ценовая кривая дрогнет — пойдёт вниз. Для производителей нефтепродуктов повышение не выгодно — чем они дороже, тем сдержаннее потребление.
Сейчас Россия входит в тройку мировых лидеров по добыче «чёрного золота», уступая США и Саудовской Аравии, но именно Америка является гегемоном в мировой нефтяной промышленности. По словам Владимира Лепихина, несмотря на то, что США не являются сырьевой страной, она доминирует не только на нефтяном рынке, но и в отношении продукции, связанной с углеводородами. Именно Вашингтон диктует всем странам цены на топливо и на её объёмы за счёт захвата мировых рынков, и пока долгосрочного роста цен на энергоносители не ожидается.
Считается, что повреждения и вывод из строя в России ключевых НПЗ не повлияли на экспорт двигательного топлива — для всей отрасли нефтепереработки эти потери не рассматриваются как значительный урон. Максимальный подъём цен может достигнуть 5% и будет временным. Сокращение объёмов производства энергоносителей и поставок их на внутренний рынок, скорее всего, компенсируется за счёт накопленных резервов. Уже сейчас наметилась тенденция не большого, но роста.
По последним неофициальным данным, стало известно, что индийские компании массово прерывают контракты на поставки российской нефти из-за опасения вторичных санкций, но с 7 марта РФ стала поставлять нефть уже в Северную Корею.
Сергей Авдеев
Его Величество независимый журналист
Добавить комментарий