Нефтегазовые доходы РФ: взять всё, да и поделить

Фото: РИА Новости / Максим Богодвид
Дата:
17.02.2025 - 10:04
Категории:

В Госдуму внесён законопроект, дающий россиянам призрачные надежды на получение дивидендов с доходов от добычи отечественных природных ресурсов.


Азартная, но пока малоэффективная борьба Банка России с ростом темпов инфляции приняла затянувшийся характер и стала одной из главных тем для обсуждения членами депутатского корпуса Государственной Думы РФ. Разнообразие мнений, предложений и предположений, советов к месту и нет вплоть до ультимативных требований всё это нижняя палата в том или ином виде выплёскивала последние месяцы с завидной регулярностью в виде спорных депутатских инициатив, смысловое содержание которых варьировалось от вполне здравых до абсолютно абсурдных.

Однако в пулемётной очереди законопроектов, малоинтересных рядовому россиянину, неожиданно затерялся фейерверк, обещающий яркие вспышки. Таким снарядом с высоким потенциалом был признан законопроект № 816473-8 «О Фонде социальной справедливости» (ФСС), который поступил в начале 2025 г. в комитет Госдумы по бюджету и налогам.

Согласно фабуле проекта, все россияне, чей трудовой (страховой) стаж составляет не менее 15 лет, имеют право на получение прибыли из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в размере не менее 15% от экспортной продажи нефти и газа. Граждане будут получать законные дивиденды каждые три месяца на счета банков, принадлежащие государству или находящиеся под госконтролем. Пользоваться такими счетами смогут жители России в равных долях уже с 1 января 2026 г. В этот же день начнёт свою работу Фонд социальной справедливости.

Логично, что в текущей ситуации в представленном на рассмотрение документе авторами были исключены инвестиции финансовых средств ФСС в активы предприятий стран НАТО. Но, вместе с тем, в релизе к законопроекту в качестве примера рассматривается практический опыт работы американского штата Аляска, а также Норвегии, где уже не один десяток лет действуют подобные фонды социального распределения денежных средств, получаемых от продажи полезных ископаемых.

Казалось бы, идея довольно интересная и могла бы значительно разнообразить финансовую жизнь простых российских граждан. Однако, для законодательной инициативы нижней палаты парламента РФ ссылка на Аляску и Норвегию была, мягко говоря, не самым удачным примером, и далее мы поймём почему.

Учитывая, что в ушедшем 2024 г. доходы РФ от реализации нефти и газа превысили 11 трлн рублей, то, исходя из логики разработчиков законопроекта, в случае одобрения данной инициативы, благосостояние российских граждан может выйти на уровень ни много ни мало жителей каких-нибудь условных Арабских Эмиратов, где граждане ежегодно получают до 30 тыс. долларов США от нефтяных доходов страны. Однако, не будем опускать тот факт, что возможность получения подобных денежных средств в ОАЭ зависит от целой совокупности факторов, включая пол и наличие соответствующих гражданских прав. А последними, к слову сказать, обладает не более 20% жителей страны, более того, для получения своей доли от реализации нефтяных доходов некоторым из них необходимо будет поступиться рядом политических, этических и моральных свобод.

Перманентный (Постоянный) фонд Аляски (The Alaska Permanent Fund), на который ссылаются авторы законопроекта, получает не менее 25% нефтяных доходов штата. Половина из них действительно распределяется среди всех жителей суровых земель в равных долях. Однако, для получения доходов от фонда гражданин не должен иметь судимости, обязан постоянно проживать на территории штата и учитывать, что на фондовые дивиденды в обязательном порядке будет возложено налоговое обременение.

Немаловажно и то, что подобные доходы напрямую зависят от рыночной стоимости барреля: самая высокая выплата с момента основания фонда в 1967 г. составила около 3,3 тыс. долларов США, самая низкая 386 долларов США. В целом, в год получатель становится владельцем «дополнительных» 1,26 тыс. долларов США. Однако, учитывая то, что нефть является основным доходом Аляски и составляет 20% всей американской добычи, а население при этом чуть более 700 тыс. человек, сумма, полученная на руки, не является значительной.

Похожим образом организована работа самого крупного фонда национального достояния в мире Нефтяного фонда королевства Норвегии, известного также как Глобальный государственный пенсионный фонд (GPFG). В масштабе относительно небольшой страны, чьё население примерно в 28 раз меньше, чем в России, а прибыль от реализации сырья не расходится по банковским счетам узкого круга счастливчиков или правящей венценосной семьи, а идёт строго в карманы местного населения, можно с полной уверенностью рассматривать подобные выплаты в качестве полноценного дополнительного заработка подданных. На настоящий момент активы норвежского фонда составляют более 1 трлн долларов США, что в восемь раз выше, чем у российского ФНБ. Практически недостижимый уровень.

Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития, в беседе с Автор i прокомментировал данную инициативу:

Никакого экономического смысла эта идея не имеет. При таком перераспределении жители нашей страны даже не заметят каких-либо финансовых выгод. Да, в РФ доходы от энергоносителей действительно значительные, но и населения несравнимо больше того, что проживает на указанных в законопроекте территориях. В итоге дивиденды получат все россияне из категории, предусмотренной проектом, но в пересчёте на каждого сумма окажется довольно скромной, а те, кому эти деньги по-настоящему необходимы, не получат их в полном объёме. Это значит, что в предлагаемом законопроекте принцип социальной справедливости также будет нарушен. Депутаты до сих пор не понимают, что повышение доходов граждан состоит не в перераспределении ресурсов, а в создании добавленной стоимости, производств и новых рабочих мест.

Нижняя палата Федерального Собрания РФ считается неким (пусть и неоднородным) обособленным сообществом. И среди 450 парламентариев, которые входят в её состав, существует негласное правило о недопущении категоричной критики слов и действий коллег, однако, очевидно, что данный законопроект, вызывающий большое количество сомнений и споров, был нацелен на нарушение устоявшихся традиций. 

Инициатива создания такого фонда нереальна с политической точки зрения и является вопиющей неграмотностью, – комментирует законопроект в беседе с Автор i депутат Госдумы и экономист Михаил Делягин.Предлагается создать некую форму, альтернативную ФНБ, существующему с 2008 г. и владеющему активом почти в 12 трлн рублей. Но проблема заключается в том, что 8,2 трлн рублей из этих денег «заморожены» в федеральном бюджете, а их как раз таки и можно было бы направить на удовлетворение первостепенных финансовых нужд россиян. Вместо этого поступает предложение создать ещё одну структуру, дублирующую ФНБ и действующую параллельно с ней, но обладающую бюджетом, формируемым за счёт средств этого Фонда.

Идея равномерного распределения доходов от добычи природных ресурсов страны не нова. В наших предыдущих беседах отечественные экономические аналитики и политические деятели выражали уверенность, что подобные лозунги чаще всего носят исключительно популистский характер и, как правило, инициируются аккурат перед очередными выборами. Михаил Делягин, со своей стороны, рассматривает эту инициативу как попытку отвлечь внимание общественности от более острых проблем. Действительно, для простого обывателя перспектива грядущей финансовой «эры милосердия», в результате которой ему удастся получить хоть что-то от колоссальных нефтегазовых доходов Отечества, может вскружить голову. А вот о том, что российские нефтяники сегодня и так донельзя перегружены налогами и, собственно говоря, делить в результате останется только крохи, простому россиянину вряд ли расскажут.

Возможно, инициатива создания «Фонда социальной справедливости» является попыткой репродуцирования «Суверенного фонда благосостояния» США, указ о создании которого был подписан 4 февраля 2025 г. действующим президентом Америки Дональдом Трампом. Фонд намерен решать политические, стратегические и экономические задачи, среди которых достижение бюджетной устойчивости, облегчение налогового бремени для американских семей и малого бизнеса, обеспечение экономической безопасности для будущих поколений и укрепление экономического и стратегического лидерства США на международном уровне. Размазывание кусочка масла на бутерброд для всех, кто присутствует за столом, в программе, очевидно, не предусмотрено.

Отметим, что законодательная инициатива «О Фонде социальной справедливости» уже прошла первоначальную стадию рассмотрения в ГД и была включена в программу законопроектной работы нижней палаты ориентировочно на март 2025 г. Решение по этому вопросу должно быть принято до конца февраля текущего года. Однако, как уверены опытные политики, законопроект можно считать «мертворождённым». На этапах его обсуждения он, скорее всего, будет направлен на доработку, и процесс его рассмотрения затянется до тех пор, пока томительные ожидания общественности не сойдут в конце концов на нет.

Скептики предполагают, что о возможности приобщиться к доходам от родных недр люди со временем забудут, а спорная законодательная инициатива будет свёрнута.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *