Становление и развитие авторского права в России: историко-правовой аспект

Дата:
27.09.2023 - 12:00

В современной России под охраной авторского права находятся все произведения науки, литературы и искусства, но следует отметить, что так было далеко не всегда. Отечественным первопроходцем книгопечатного дела стал Иван Федоров, заложивший фундамент для дальнейшего производства литературы, так как ранее книги копировались лишь посредством переписывания монахами в монастырях. Среди создаваемых монахами произведений подавляющее большинство занимали именно религиозные книги. Безусловно, подобные сочинения по своему происхождению не относились к результатам интеллектуального труда в силу чего, никто не задумывался об имущественных правах авторов.

Как отмечают О.С. Намсараева и В.А. Чирков до 1771 года российская книгопечатная отрасль подчинялась патриарху, в то время как в европейских государствах уже несколько столетий эффективно применялся институт привилегий. Под привилегией понималось право издателя либо торговца литературой на издание литературы в течение конкретного срока, предоставляя им исключительное право по изданию и распространению конкретных книг. По нашему мнению, подобная система имела недостаток в виде ущемления имущественных прав авторов, так как при передаче права на произведение издателям за скромное вознаграждение они оставались без дохода от последующего распространения. Думается, именно поэтому в конце семнадцатого века зародилось движение за права авторов и рассматриваемый институт стал отмирать.

Стоит подчеркнуть, что в России отсутствовали частные типографии, поэтому институт привилегий не имел почвы для своего появления. Нельзя не согласиться с мнением русского правоведа И. Г. Табашникова, что контрафакции не имело место быть по ряду причин: крайне малый процент населения читал книги и количество авторов было незначительно. Таким образом, на момент отказа европейских государств от системы привилегий в России отсутствовали условия для их появления как таковых.

Эпоха правления Александра I ознаменовалась покровительством литературным деятелям путем выделения им материальной помощи от государства, так как их труды не могли являться средством получения дохода в силу пока ещё малой востребованности социумом и разрешением деятельности частных типографий.

Однако в XIX веке в российском обществе произошел стремительный рост заинтересованности в произведениях литературы, а во втором десятилетии издатели выстраивают с авторами следующие условия сотрудничества: за труд авторы получают вознаграждение, но лишь за проданные рукописные произведения, что являлось довольно незначительным в сравнении с прибылью издателей. Таким образом, появляется аналогичная необходимость, с которой в XVIII веке столкнулись в Европе – закрепление за авторами исключительного права на воспроизведение их трудов.

В 1828 году принимается новый нормативный правовой акт – Цензурный устав, в котором содержалась глава «О сочинителях и издателях книг», закрепляющая исключительное право авторов на издание и реализации собственных произведений в течение всей жизни. После смерти автора наследникам предоставлялось исключительное право сроком на двадцать пять лет. Под запретом находилось контрактное производство литературы или ее перевод, при этом отсутствовала определенная санкция за это противоправное действие. Также появились нормы, разрешающие споры о правах авторства и защищающие их. В случае возникновения споров они разрешались в общем порядке, в суде первой инстанции.

Через два года после принятия акта и его практического применения появилась необходимость в устранении пробелов. Например, если за пять лет до истечения срока действия исключительного права издавалось новое произведение, то данный срок увеличивался дополнительно на 10 лет. Публичная речь автора, произнесенная им публично и напечатанная где-либо приравнивалась к контрафакции. Следует отметить, что впервые отечественное законодательство применило дефиницию «право собственности» к обозначению авторского права.

Помимо этого, в 1845 году появляются положения, защищающие авторские права композиторов, годом позже — авторские права художников и архитекторов. Цензурный устав в редакции 1857 года вобрал в себя нормы об увеличении срока охраны авторского права с двадцати пяти до пятидесяти лет после смерти автора, а также регулировал вопросы литературной и музыкальной собственности, статей в журналах, личных писем и хрестоматий, что демонстрировало постепенное увеличение охраняемых законом результатов интеллектуальной собственности.

Русский цивилист Г. Ф. Шершеневич указывал на незначительное отставание российского закона от немецкого или итальянского законодательства, при этом подчеркивал фактическое опережение правового регулирования авторского права во Франции и Англии. Безусловно, нельзя не согласиться с вышесказанным, потому что отечественное законодательство имело пробелы в части формы передачи авторских прав и охраны не изданных литературных произведений. В свою очередь, российское право регулировало многие вопросы в полной мере в отличие от законодательства западноевропейских государств (ярким примером выступает регулирование вопроса о личных письмах).

В скором времени Россия заключает международные договоры в части авторского права, которые, к слову, не отвечали ее национальным интересам. Так, превалирующим вопросом для российского государства до роста популярности отечественных авторов в Европе выступил перевод и распространение зарубежной литературы. Ярким примером тому служит соглашение о взаимной защите авторских прав между Россией и Францией 1861 года, аналогичное, заключенное с Бельгией в 1862 году. Данные договоры сыграли важную роль, став препятствием в появлении и распространении недорогих переводов, что, безусловно, шло вразрез с интересами российских издателей и продавцов литературы. В этом видится истинная причина отказа Российской империи от пролонгации указанных договоров.

Прогрессивным для своего времени нормативным правовым актом стал закон Российской империи от 20 марта 1911 года «Об авторском праве». Этот закон затрагивал все объекты авторского права и его применения, не беря во внимание только появившуюся тогда кинематографию. Помимо этого, законодатель ушел от применения понятий «литературная и художественная собственность», используя термин «исключительное право», понимаемое как имеющее имущественный характер. Автор мог распоряжаться своим произведением любым доступным способом. Затрагивая вопрос личных неимущественных прав, обратим внимание на статью 20 закона, которая хоть и косвенно, но закрепляла права автора на неприкосновенность произведения, сохраняющегося у него в случае уступки исключительного права.

В настоящее время российский законодатель, опираясь на предыдущий опыт законотворчества, учитывая динамичность рассматриваемой сферы общественных отношений, принимая во внимание историко-правовую специфику, поместил весь комплекс мер по регулированию авторского права в четвертую часть Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, глава 70 ГК РФ посвящена полностью авторскому праву, а глава 71 ГК РФ права, смежными с авторскими.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что принятие части 4 ГК РФ – это фундаментальный этап в развитии российского законодательства об авторском праве. Безусловно, процесс совершенствования указанной сферы происходит на постоянной основе в силу ее динамичности, появлением новых объектов охраны, развитием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и иных технологий, поэтому действующие ныне нормы и в дальнейшем ждут изменения, соответствующие вызовам конкретного времени.

Нисуев Гуршум Олегович

МГЮА им. О.Е. Кутафина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *