Сокращение финансирования малого и среднего бизнеса

Фото: РИА Новости \ Владимир Трефилов
Дата:
20.10.2024 - 01:33
Категории:

Финансирование из госбюджета малого и среднего бизнеса будет секвестировано. Но народ пока безмолвствует.

В начале сентября 2024 г. на профильном совещании правительства РФ было выдвинуто предложение о сокращении финансовых расходов на представителей МСП (малого и среднего бизнеса) почти на 21% по сравнению с предыдущими объёмами поддержки. На ближайшие шесть лет, с 2025 по 2030 гг., на федеральный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» предлагается направить около 330 млрд рублей, что на 86 млрд меньше, чем за прошедшие 6 лет.

Как сообщают осведомлённые источники, спорный документ уже принят к рассмотрению и, скорее всего, будет реализован, так как Министерство финансов РФ склоняется к тому, что в текущих условиях на фоне повышения ключевой ставки поддержка сектора МСП в прежних объёмах сильно отягощает бюджет. Сам документ для широкого ознакомления пока недоступен, но можно уже сейчас утверждать, что, например, такую категорию, как «самозанятые», которая (наряду с другими представителями МСП) с 2023 г. имеет законное право обращаться к корпорациям развития МСП за господдержкой, новая законодательная инициатива также превратила в экономический балласт.

Интересно, что решение о купировании расходов на МСП было принято тогда, когда число самозанятых, а также организаций и предпринимателей МСП рекордно подросло — в апреле 2024 г. оно составило 16,5 млн, что стало наивысшим показателем за последние годы.

Казалось бы, столь непопулярное решение должно было вызвать бурное негодование многомиллионной среды представителей малого бизнеса, ведь из базовых «тормозных колодок» развития МСП (среди которых кадровые проблемы, дефицит рынков сбыта и давление на предпринимателей муниципальных и надзорных структур) главной считается как раз ограниченный доступ к финансированию, однако ожидаемой реакции от «малосредних» бизнесменов на спорную инициативу так и не последовало.

Александр Чепуренко, доктор экономических наук, специалист по малому предпринимательству в беседе с «Автор i» заявил:

Данное сокращение финансирования, как я считаю, мало скажется на малом и среднем бизнесе, так как подавляющее большинство этих субъектов никогда не обращаются за господдержкой. Большинство форм бюджетного финансирования ориентировано либо на очень узкий сегмент производственного малого бизнеса, нуждающийся в кредитах на относительно длительный срок, либо на фирмы, имеющие прочные связи с крупным бизнесом и госорганизациями и участвующие в тендерах на получение госзаказа.

С мнением эксперта можно согласиться, но, судя по информации, касающейся сценария документа, больше всего секвестирование финансирования МСП затронет популярную среди предпринимателей программу с народным коротким названием «1764» (полное наименование звучит так: «Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. N 1764 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019–2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим „Налог на профессиональный доход“, по льготной ставке»). Именно мера льготного кредитования «1764», как посчитал Минфин, стала «обременительной» и подлежит урезанию.

Интересное совпадение, связанное с числом 1764. Именно в этот год Екатерина II подвергла секуляризации церковные земли, в результате чего миллионы крестьян перешли из-под тёплого крыла монастырской братии в разряд «государевых». Понятно, что всё это проводилось без их предварительного одобрения и согласия (на то они и крепостные). Миллионы российских представителей малого и среднего бизнеса, конечно, далеки от тех исторических времен, но что-то в нынешней ситуации с молчаливым урезанием мер их поддержки очень напоминает екатерининские времена.

Ни для кого не секрет: коммерсанты с небольшим уровнем дохода, как правило, очень зависимы от местных властей и надзорно-проверочных инстанций. Настолько, что этот прессинг порой заставляет будущих бизнесменов бросать собственное дело, даже толком не приступив к его организации. В большинстве же случаев приходится идти на компромисс во взаимоотношениях с административным аппаратом, но какой ценой это достигается? Как вариант, различного рода «добровольными» пожертвованиями на «нужды муниципального образования» (как эпизодическими, так и системными). Схема «вы молча помогаете, а мы за это вас не трогаем» давно и исправно работает, жирно подпитывая ненасытную коррупционную яму и покрывая недостаток федерального и регионального финансирования. Но как бы ни был обременителен этот «двусторонний пакт о ненападении», предприниматели в большинстве случаев идут на эту грязную сделку, так как в малом бизнесе, как правило, участвуют целыми семьями, и одномоментная потеря источника дохода для представителей одной семьи может оказаться настоящей трагедией.

Страх испортить отношения с власть имущими, видимо, настолько велик, что даже у представителей московского отделения общественной организации «ОПОРА РОССИИ», позиционирующей себя в качестве защитника «угнетённых» предпринимателей, не нашлось подходящих слов для комментария изданию «Автор i» по данному вопросу. Скорее всего, нежелание нарушить устоявшийся порядок взаимоотношений с госаппаратом и послужило причиной столь пассивной реакции на спорную законодательную инициативу. Даже блокировка популярного у многих коммерсантов бесплатного сервиса Discord встретила лишь молчаливое неодобрение интернет-сообщества и редкие всплески недовольства в соцсетях.

Отметим, что проект ограничения поддержки МСП и самозанятых появился не только в период роста представителей данной категории, но и на взлёте популярности маркетплейсов, которые превратились в удобные стартовые площадки не только для опытных, но и для ещё совсем зелёных предпринимателей. Торговые онлайн-площадки за довольно короткий срок фактически «убили» офлайн-продажи: заказанные товары можно не только визуально осмотреть и оценить тактильно, но и отказаться от покупки в случае неподходящих параметров, характеристик или качества. Что уж говорить, если даже автомобиль теперь можно купить через маркетплейс?

По официальным данным, в сентябре 2023 г. в МСП было занято более 30,48 млн россиян. Как быть с ними? Как быть с другими видами предпринимательства (кроме высокотехнологического бизнеса, обрабатывающего производства, гостиничного бизнеса и общепита, которые пока ещё остаются в зоне федерального финансирования)?

В общих чертах запланированные шаги к ограничению финансирования малого и среднего бизнеса можно смело считать «экономией на спичках». Если обратиться к опыту самого крупного экономического партнёра России — Китая, то власти этой страны, предпринимая все возможные меры для оптимальной адаптации малого бизнеса и обеспечения гибкости предпринимательства в условиях нестабильности местной и мировой экономик, признают малый бизнес важной частью экономики страны и не пытаются оспорить его роль.

Алексей Чепа, депутат Госдумы, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия — патриоты — за правду», первый зампред Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам в своём комментарии «Автор i» сказал:

В китайской экономике до 80% предприятий — это субъекты, аналогичные российскому малому и среднему бизнесу (в КНР другие стандарты и критерии оценки). Занимаясь со своими коллегами более 12 лет взаимодействием отечественного МСП с Китаем, нам очевидно, что торговый баланс между странами можно значительно увеличить только лишь за счёт вовлечения отечественных предпринимателей малых форм. Китайцы готовы идти навстречу и сами предлагают открывать совместные предприятия по производству, к примеру, запчастей для автомобилей, продуктов питания, переработки. Причём на уровне не крупных корпораций, а мелких компаний. Сейчас в России основное внимание уделяется корпорациям, а ведь малый и средний бизнес — это средний класс, цементирующая основа общества. И его рост связан с покупательным спросом и, соответственно, ростом экономики.

Секвестирование субсидий малого и среднего бизнеса инициировано в не самый лучший временной отрезок. Ситуация в экономике становится настолько непростой, что бизнес начал уже открыто фрондёрствовать (выражать недовольство) политикой Центробанка РФ, в частности, высокой ставкой. Крупные предприниматели массово обсуждают скорое закрытие крупных бизнес-проектов. Волны недовольства вызывает дефицит кадров в сфере ИТ и сельском хозяйстве, спорная миграционная политика, которая также усиливает дефицит рабочих рук, и высокие выплаты участникам СВО, которые способствуют «вымыванию» профессиональных кадров. А создание дополнительных сложностей для малого бизнеса только усугубляет общую ситуацию.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *